Медиапортал
московского ОМОН
Пресс-служба:
+7 (495) 942-9883
Дежурная часть:
+7 (495) 942-3601, 942-3602
факс: +7 (495) 756-9162
Трудоустройство:
+7 (916) 855-2718
Психологическая служба

22.11.2012. Профессия помогать людям. Интервью с руководителем отделения психологической работы.

Сегодня в России отмечают День психолога. Не все знают, что штатные психологи есть в каждом подразделении и полиции. Их работа необходима всегда – при отборе, при возникновении у сотрудников сложных ситуаций на работе и дома, при выходе на пенсию. Всегда.

Руководство и сотрудники ЦСН ГУ МВД России по г. Москве поздравляют личный состав отделения психологической работы с их профессиональным праздником. В этот день хочется поблагодарить Вас за непрерывное поддержание доброй и человечной атмосферы в нашем подразделении, за то, что Вы помните о каждом человеке в условиях выполнения сложных служебных задач. Мы желаем здоровья и счастья Вашим семьям, успехов на службе и побольше радости Вам!

Какое значение имеет психолог в спецподразделении, Вам может сказать только тот, кто не возвращается домой сутками, проводит праздники на службе, а бывает, что в течение долгих шести месяцев находится в командировке. Сегодня мы расскажем о психологической работе в Центре специального назначения московской полиции со слов начальника отделения психологической работы ОМПО ЦСН ГУ МВД России по г. Москве майора полиции Татьяны Вахриной.

Она служит в данной области почти 10 лет. В юности Татьяна мечтала стать психологом, чтобы помогать людям. В институте она выбрала направление клинической психологии, затем, написав несколько работ по психологии военнослужащего с боевым стрессом, определилась и с будущим местом работы – спецназ или МЧС. Судьба распорядилась так, что в 2004 году Татьяна поступила на службу в московский ОМОН.

Татьяна, давайте начнем с порога подразделения. Расскажите о психологическом отборе в ОВД.
При поступлении на службу каждый кандидат проходит психологическое тестирование, которое выявляет мотивы, самооценку, интеллект, мышление, внимание, память, эмоциональные свойства – эмоциональность, сентиментальность, впечатлительность; коммуникативные качества: общительность или замкнутость, особенности установления контактов, предпочтение групповой или индивидуальной деятельности, активность в общении, вежливость, воспитанность, волевые качества. Тестирование строго регламентировано и его результаты также готовятся по определенным правилам. Однако, главный инструмент психологического исследования – всегда психолог, клиническая беседа с человеком также важная часть профотбора.

Должен ли будущий полицейский обладать каким-либо определенным качеством? И каким?
У наших сотрудников выражено чувство состязательности и активности в профессиональной деятельности, непрерывное поддержание высокого уровня самоконтроля и самодисциплины.

На сегодня мы можем проследить психологический тип среднестатистического сотрудника ОМОН. Вот некоторые его характеристики: повышенная активность, склонность к риску, общительность, низкий уровень беспокойства о своем здоровье и эмоциональная устойчивость, порой некоторая эмоциональная «холодность». Возможно, многие увидят в этих свойствах много минусов, но нужно понимать, что для службы в подразделении специального назначения человеку необходимо обладать качествами именно такого психологического типа.

Как проходит психологическая работа с сотрудниками?
В ЦСН служит 8 штатных психологов. Каждое подразделение Центра обращается к своему куратору, так достигается более тесный личный контакт, высокий уровень доверия нашим сотрудникам-психологам. Каждому человеку мы всегда готовы помочь. Зачастую сотрудники обращаются к психологам в связи с разногласиями в семье, по служебной необходимости, обращаются к нам и члены семей наших сотрудников. В плановой работе большую роль играют анонимные исследования социально-психологического климата в коллективах. Они выявляют отношение сотрудников к руководству, проблемы коллектива, лидеров в коллективе. Нужно отметить, что руководство Центра во многом прислушивается к результатам таких исследований, они играют немалую роль в кадровых решениях.

В ЦСН также работает анонимный телефон доверия. Если сотрудник не хочет приходить лично, он всегда может позвонить: 8(495) 756-60-00. Телефон работает с 09-00 до 18-00. Повторюсь, наши психологи работают не только со служащими, но и с их семьями.

Что основное в работе психолога?
Скажу о том, что является основным и приоритетным в работе психолога в нашем подразделении. Кроме отбора, это психологическая подготовка сотрудников к длительным командировкам. Эта работа делится на три этапа: подготовка, сопровождение и реабилитация. Первый этап, как водится, самый ответственный и самый важный. Если он был выполнен хорошо, то проблем в последующее время возникнет намного меньше.

Итак, подготовка. Для начала мы проводим тесты. И, в данном случае, они не ограничиваются бумажным вариантам. Мы выезжаем с сотрудниками на полигоны, видим их, так сказать, «в поле боя». Выезды нужны и для тренингов, которые мы проводим в целях сплочения коллектива и выработки доверия друг другу. После составления психологического портрета бойцов мы даем рекомендации руководству. Бывает и так, что на данном периоде принимается решение о неготовности сотрудника к командировке. Бывает, что требуют доработки некоторые моменты.

Не стоит забывать, что в психологической помощи нуждаются и семьи сотрудников. Мы стараемся поддерживать контакт с членами семей, рассказываем им о том, что в этот период желательно оказывать сотруднику всевозможную поддержку, писать письма, звонить, также интересуемся их делами и проблемами. Главным образом, - это поддержка и понимание.

Следующий этап – сопровождение. Поскольку все психологи нашего отделения – действующие сотрудники ЦСН ГУ МВД России по г. Москве – они также направляются в командировки для несения службы. Психолог в сводном отряде выполняет свои штатные функции, оказывает психологическую помощь непосредственно на месте дислокации сводного отряда.

Этап реабилитации начинается сразу же по возвращении. Для начала мы проводим беседу с сотрудниками о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в командировке, а также о планах на будущее. Здесь уже видно многое: кто как себя чувствует, кто изменился, у кого накопился негатив... Мы рассказываем сотрудникам о методах саморегуляции, проводим аутотренинги, реабилитацию в комнатах психологической разгрузки.

А что находится в комнате психологической разгрузки?
Комната психологической разгрузки регламентирована. Необходимо создать в ней спокойную, расслабляющую обстановку. Часто можно увидеть здесь аквариумы, фонтаны, фотопанно, массажные кресла. В нашем Центре такие комнаты есть в каждом батальоне. Совсем скоро мы также обзаведемся просторной, оборудованной в соответствии с установленными стандартами, общей комнатой психологической разгрузки. За это хочется отдельно поблагодарить руководство ЦСН ГУ МВД России по г. Москве. Это очень важно.

Как Вы относитесь к своей профессии спустя годы, и как она отражается на личной жизни?
Удовлетворение от результатов своей профессиональной деятельности - это настоящее счастье. Вообще, психолог обязательно должен любить свое дело. Иначе из него не выйдет хорошего профессионала. Мы каждый день сталкиваемся с проблемами людей, тратим моральные силы, и каждый день нам нужно сохранять спокойствие и человечность, даже человеколюбие. Кстати, хочу сказать о распространенных заблуждениях. Первое – психологи идут учиться, чтобы решить свои проблемы. По крайней мере, в моем случае, и в случае многих моих знакомых психологов - это не так. Второе – что в полиции путают психолога с психиатром и стараются его избегать. Наши ребята часто заходят к нам за помощью, за поддержкой. Никто нас не опасается, не боится поделиться проблемами. А как приятно слышать слова благодарности спустя время! В такие моменты понимаешь, что живешь не зря и наша профессия необходима - мы помогаем людям.

ОМОН в интернете

         
Наши друзья

 
Яндекс.Метрика